Модернизация системы отопления в частном доме. Часть 1

Каменные дома характеризуются относительно низкой теплоизолирующей способностью, другими словами, много тепла зимой уходит через стены. Не то что в деревянных домах. Старый дом, построенный ещё в глубоком Совке, отпаливался, как и все дома в те времена, дровами/углём. Дровяную печь мы не застали (но она была, об этом говорит заложенное кирпичом отверстие в кладке дымохода), а вто угольный котёл хорошо запомнился. Стоял он на кухне, это было (да и сейчас осталось) единственное подходящее помещение в доме.

Сначала был такой угольный котёлУгольный котёл, как и дровяной, не позволяет надолго отлучиться из дома – нужно периодически удалять шлак, добавлять новый уголь. Кто-то должен постоянно находиться в доме. Да и ночью придётся вставать чтобы подбросить. То есть, обычные котлы на твёрдом топливе не отвечают критерию современности. Есть ещё “необычные” котлы – немецкие, в которых полешки установленных размеров время от времени сами добавляются в топку. Однако в Советском Союзе такой роскоши не знали.

Он не даст вам отлучиться надолгоКотёл в этом доме подключен к системе центрального отопления и греет воду для батарей. В самой верхней точке системы (в одной из комнат на втором этаже) стоял расширительный бачок. Данная система – открытого типа и жидкость циркулировала самотёком за счёт нагрева. Так было пока система не была модернизирована, превратившись в закрытую (об этом ниже).

Эксплуатация дизельного котла

Дизельный советский котел BerzasПроработав определенное время, угольный котёл был заменен более (на то время) продвинутым – дизельным Бяржас (Berzas) производства стран Балтии. Точную страну-производителя уже не вспомнить. В отличие от современных дизельных котлов, имеющих форсунку подачи топлива и поэтому более экономичных, этот “пылесос” питался самотёком – за счёт разницы высот. Топливо из бака, вынесенного на улицу или в другое помещение, попадало сначала в некое подобие карбюратора с пусковым устройством и регулировкой подачи, а оттуда – в камеру сгорания.

Теплообменник устроен просто как всё гениальное: вокруг цилиндрической камеры сгорания (достаточно большого объёма) расположена водяная рубашка, внизу камеры – колосник и закрываемое отверстие для розжига с помощью горящей лучины (ну прямо как при царе Горохе!). Наблюдать за процессом горения можно в открываемый иллюминатор (как в космическом корабле), который, правда, моментально становился непрозрачным из-за оседающей копоти. В него же можно бросать в топку отходы жизнедеятельности: фантики, бумажки.

“Карбюраторный дизель” грел хорошо, но не отличался ни экономичностью, ни экологичностью, да и топливом питался капризным: если бак установлен на улице, зимой многочисленные проблемы были обеспечены. Вы будете просыпаться от холода потому что опять замёрзла солярка, и в полусонном состоянии побежите ставить чайник, а затем поливать кипятком магистраль и разжигать котёл. Дом выстыл, сон испорчен, руки грязные, на кухне воняет соляркой. Да, это вам не Евро-II! Да и солярка, будучи дешёвой во времена Великой Державы, становилась всё менее привлекательной как топливо. Ещё был период, когда в доме не жили постоянно и на зиму пришлось слить воду из контура отопления.

Установка самодельного электричесгого котла отопления

Установка электрического котла на место дизельногоПоэтому, отработав своё, дизельный котёл… остался стоять на кухне. На случай если отключат свет. А рядом с ним (минус квадратный метр на кухне!) нашел себе место самодельный электрический котёл – насколько простой, настолько же и безотказный. Оцените сами: теперь можно отлучаться из дома на неограниченный срок, забыть про уголь, солярку, грязные руки и пол, непримелемый для кухни запах. Радости не было предела (много ли человеку её нужно?). Так как в доме имелась трёхфазная проводка, начинка нового котла представляла собой три мощных ТЭНа на 380 В (мощность, к сожалению, узнать не удалось). Естественно, каждый ТЭН включался своим автоматом и таким образом регулировалась мощность котла. Было замечено, что не все “кипятильники” имеют равную мощность: один из них чуть помощнее остальных, соответственно его и включали осенью-весной.

Внутренний объём самодельного электрического котёла равен примерно литров 50. Корпус выполнен из стали и толщина его не менее 5 мм. Сменив основной источник тепла, систему заполнили тосолом (тогда ещё советским А-40М). Понадобилась пара десятков пятилитровых канистр, но в девяностые это обошлось не так дорого, как сейчас. В сумме для дома, представленного на главной странице, понадобилось 180-190 литров жидкости (точный объём узнали, слив весь тосол при последней модернизации стстемы). Мы не говорим “тосола”, так как его не возбраняется разбавлять для экономии. Также, поскольку система была открытого типа, часть тосола выкипала испарялась и пару раз в год необходимо было долить по паре литров. Что ж, это не обременительно.

Электрический котёл установлен, прекрасно работает, ухода не требует и позволяет отлучаться на неограниченное время. Важный момент, которому стоит уделить внимание при отоплении электричеством, – надёжная электропроводка с запасом по мощности. Инчае может плохо кончиться. Простой как валенок котёл, сваренный в рабочее время в цеху, и по сей день радует своей надёжностью и неприхолтивостью. Единственное, что не радует, – счета за электроэнергию (за чистоту и удобство надо платить). Поэтому, собираясь установить электрический котёл, сначала установите двухтарифный счётчик: за счёт дешёвого ночного тарифа за год здорово сэкономите.

Бачок омывателя 2108 с краном и фильтромТаким образом, после первой модернизации системы отопления в частном доме, в строю остались два котла, и оба в состоянии готовности – дизельный как резервный при отключении электричества, и электрический как основной. Электрический при работе издаёт негромкое сопение. Оно слышно, если хорошо прислушаться, и в комнатах второго этажа, однако совершенно не напрягает даже в полной тишине. Данная конфигурация показала себя жизнеспособной и работала много лет, пока в нашем микрорайоне не провели газ. После этого система отопления была модернизирована второй раз – об этом читайте в продолжении (скоро).

Установка самодельного топливного бака

Бачок омывателя 2108 старого образцаТем временем, то ли от старости, то ли от длительного простоя, у дизельного котла перестал нормально работать дозатор. Будучи на ты с автомобильными карбюраторами, мы его разбирали, промывали, собирали обратно. Но дозатор так и не заработал: топливо при подаче вытекало на пол. Раз резервный котёл используется крайне редко (надолго свет отключают раз в год от силы), было решено вместо дозатора регулировать подачу дизтоплива краником. Попутно, избавившись от громоздкого топливного бака, установили совсем маленький бачок, закрепив его на стенке котла. На роль бачка отлично подошёл бачок омывателя от ТАЗ-2108/09, но только старого образца – со штуцером в самом низу. Естественно, был врезан и автомобильный фильтр тонкой очистки. Система стала работать, только расход немеренный (к слову, тот “старый” расход уже никто не помнит). Так, при отсутствии электричества целую ночь, на отопление в режиме средней мощности ушло 10 литров ДТ. При небольшой подаче котёл норовит погаснуть, тогда срочно выплёскиваем немного солярки прямо внутрь. Если переборщить (плеснуть полстакана), начинает обгорать краска на корпусе котла сверху! В общем, “динозавр” тихо-мирно стоял и подстраховывал, пока в дом не пришёл газ.



You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Responses are currently closed, but you can trackback from your own site.

Comments are closed.